Как научить ребенка пользоваться горшком — когда начинать, выбор горшка и методики

Подгузники – отличное изобретение, благодаря которому многие мамочки не занимаются нескончаемой стиркой и глажкой большую часть времени после родов. Рано или поздно родителям приходится знакомить своего малыша с горшком. В каждой семье это происходит по-разному и в разном возрасте. Кто-то уже в полтора годика бежит к нему, на ходу стягивая штанишки, а кто-то проходит жесткую школу взросления в садике, приучаясь правилам самообслуживания с помощью воспитателей и нянечек. Как приучить ребенка к горшку, и что делать, если он отказывается им пользоваться?

Когда лучше знакомить ребенка с горшком

Без труда обучаться новым навыкам дети начинают, когда готовы физически и морально. Ни одна здравомыслящая мама не будет заставлять ребенка ползать или стоять на ножках, если он для этого еще не созрел. Специалисты и в вопросе туалета рекомендуют родителям не спешить, так как приучить ребенка к горшку, когда ему уже исполнилось 2 года намного легче. Если малютку до этого возраста силой сажать на непонятный предмет, издавая звуки вроде «пис-пис», он ничего не поймет, и будет противиться. Иногда детей настолько запугивают, что они начинают плакать при одном виде горшка.

Когда же начинать приучение? Если ребенку не нужно скоро идти в садик, мама может отследить его поведение. Малыш всегда подаст знак, что хочет в туалет. У каждого он свой. Один начинает вздрагивать или замирать, другой будет тужиться или кряхтеть. Нужно улучить такой момент, и быстро посадить его на горшок. Если успеть вовремя несколько раз, кроха начнет понимать истинное предназначение горшка.

С какого возраста приучать ребенка к горшку, интересуются молодые мамы? Оптимальным считается 1,5-2 года.

До этого детям сложно контролировать свои потребности. То, что мочевой пузырь и кишечник наполнен, малыш не замечает. Если соседка хвастается, что ее годовалый сын уже может какать в горшок, это не значит, что проблема решена на сознательном уровне. Просто его высаживают туда с завидной регулярностью. Срабатывает рефлекс. Если успели посадить вовремя, все получается, если нет – он наделает в штанишки.

Когда ребенок уже способен:

  • присаживаться на корточки и подниматься без чьей-либо помощи;
  • собирать различные предметы с пола, раскладывать их по местам;
  • усаживаться на горшок самостоятельно (даже без снятия штанишек) или сажать на него игрушки;
  • хорошо понимать, что ему говорят, воспринимать похвалу от родителей, просьбы и поощрения;
  • произносить несколько слов, сообщать о своих желаниях;
  • оставаться сухим после пробуждения днем, не писаться, бодрствуя 1,5-2 часа;
  • чувствовать, что мокрые и грязные трусики доставляют неудобство

мама может смело начинать приучение к унитазу или горшку.

Важно! Каждый ребенок развивается индивидуально. Возраст, с которого переходят к горшку после памперсов, также отличается. Если кроха писает на горшок в годик, это не связано с его осмысленными привычками. Он должен четко понимать, что делает, а не следовать рефлексам.

Какой горшок лучше покупать

В магазинах детских товаров предложен большой ассортимент горшочков для мальчиков и девочек любого возраста. Для девочек их изготавливают круглой формы, для мальчиков овальной с небольшой выпуклостью впереди, что соответствует анатомическому строению тела. Можно выбрать любую модель — от классической до горшка в виде животных или машинок. Консультанты расскажут молодым родителям о преимуществах и недостатках того или иного изделия.

Следует учесть несколько моментов, о которых может не знать даже опытный продавец:

  1. Теплый материал. Изделие не должно быть холодным. Вряд ли малышу, привыкшему к теплым памперсам, мягким пеленкам и нежным маминым рукам, понравится прикасаться попой к железу или керамике. Желательно выбирать модели из пластика. Они яркие, привлекательные и комфортные, а главное, теплые. Их легко мыть и дезинфицировать.
  2. Удобство. В таком деликатном вопросе не менее важное место занимает удобство и наличие спинки. Своему карапузу можно подобрать вариант, соответствующий анатомическим признакам. Главное, чтобы отверстие было достаточно широким, и не впивалось в тело малыша.
  3. Устойчивость. Неустойчивый туалетный предмет при неловком движении легко может опрокинуться вместе с ребенком. Это чревато категорическим отказом садиться на него в следующий раз.
  4. Мобильность. Модели, имеющие съемную крышку, можно брать с собой в поездку.
  5. Эффективность. Горшки со световыми или музыкальными эффектами мешают детям, отвлекая их от основного процесса. Зачастую их воспринимают как игрушки, а не предмет необходимости.
  6. Качество. Хороший горшок должен быть гладким, однотонным и твердым. Трещины или острые выступы не допустимы. Не нужно забывать о том, что содержимое нужно будет регулярно выливать в унитаз, поэтому крепкая удобная ручка – важный элемент изделия.

Если горшок состоит из нескольких деталей, следует проследить, чтобы они легко снимались и были доступными для мытья. Иначе в уголках будет скапливаться грязь, и предмет необходимости превратится в рассадник микробов.

Методики приучения

Родителям нужно запастись недюжинным терпением, так как приучить годовалого ребенка к горшку за один день не получится. Облегчить процесс можно, следуя некоторым рекомендациям:

  • знакомить малыша с новым предметом нужно не спеша, играя. Лучше объяснить, что это очень хорошая вещь, и если ей пользоваться, трусики не будут мокрыми, а луж на диване или на полу станет гораздо меньше. Хороший пример можно показать на игрушках, сначала усадив на горшок, к примеру, любимого мишку, а затем зайца;
  • ребенку нужно рассказать, что ходить в мокрой одежде неприятно. Попа начнет краснеть и болеть. Чтобы этого избежать, надо ходить на горшок. Предмет для туалета желательно поставить в детскую комнату и сжать на него кроху после пробуждения, прогулки и еды;
  • необходимо поощрение. Если все получилось, ребенка обязательно нужно похвалить. Тогда в следующий раз карапуз обязательно захочет повторить свой маленький успех. Если же случилась «авария», расстраиваться и ругать малютку не нужно. Достаточно мягко напомнить ему о существовании в доме горшка, который не позволит штанишкам снова намокнуть;
  • горшок должен быть на видном и привычном месте. Если ребенок сам сядет на него и сможет справиться со своими делами, радость будет огромная, а реакция мамы вдвойне его порадует;
  • не нужно уделять обычному процессу чрезмерного внимания, обкладывать кроху книжками и игрушками, устраивая кукольное представление. Акт испражнения не должен ассоциироваться с играми.

Нельзя, высаживая ребенка на горшок, держать его против воли, пока он не пописает. Это вызовет сопротивление, и когда кроху освободят, он испражнится в другом месте, но только не на коварном горшке. Тогда лучше забыть об этом предмете на время, и попытаться завлечь ребенка другим способом. Мальчику, как взрослому, можно предложить пописать стоя. Девочке — пустить ручеек в тазике. Если это помогло, к горшку можно смело возвращаться, но не так напористо.

Каждый человек индивидуален. Это нужно учитывать при воспитании детей. Нельзя равнять своего малыша на соседских деток-ровесников, которые уже научились туалетным премудростям.

Получить успешный результат можно, приняв во внимание несколько советов:

  • быстро приучить ребенка к горшку можно, когда он готов психологически и физически. Определить это могут родители, постоянно находящиеся рядом с ним;
  • усаживать на горшок карапуза необходимо после каждого пробуждения. Если он не уписался в постель, значит, есть вероятность того, что он успешно сходит на горшок;
  • если малыш заболел (режутся зубы, болит живот, поднялась температура) не нужно начинать обучение;
  • не ругать кроху, если он забыл о горшке и намочил штанишки;
  • лучше всего начинать приучение летом, когда будет возможность долго ходить голышом или надевать минимум одежды;
  • внимание ребенка должно фиксироваться не только на процессе опорожнения, но и на снятии белья, выливании содержимого в унитаз, возвращении горшка на свое место;
  • во время мочеиспускания не следует использовать звуки льющейся воды. Это в дальнейшем может негативно отразиться на психике.

Метод приучения за 7 дней

Некоторые мамочки, желая сократить количество используемых подгузников и уменьшить количество стирок, стараются быстрее приучить ребенка ходить на горшок. Как правильно приучить своего ребенка к горшку? Существует особый метод, позволяющий малышу привыкнуть к нему за 7 дней. Ее разработала известная акушерка, и автор множества пособий по уходу за детьми, Джина Форд. Методику одобрили многие женщины, дети которых уже умели снимать с себя штаны и понимать, что им говорят.

  • Первый день

Утром первого дня с малыша снимают подгузник и, предлагая сходить в туалет, подводят к горшку. Процедуру, если первая попытка была неудачная, повторяют каждые 15 минут, пока она не закончится успехом. Желательно добиться, чтобы ребенок просидел на горшке около 10 минут, этого ему хватит для опорожнения. Можно присесть рядом и развлекать кроху, чтобы он не вскочил с места. Если поймать момент не удалось, ребенок начинает противиться, лучше не настаивать. Здесь требуется терпение.

  • Следующие 2 дня

Во второй и третий день действуют по тому же принципу. За ребенком нужно следить, не давая ему забыться и справить нужду в штаны. Если выбран метод семи дней, памперсы не надевают даже на прогулку. Перед выходом малышу предлагают сесть на горшочек. А гуляя, интересуются, не хочется ли ему писать, дабы избежать неприятного сюрприза.

  • Оставшиеся 4 дня

Уже с четвертого дня родители и ребенок примерно знают, когда следует посетить «туалетного друга». Если малыш увлекся игрой, ему нужно напомнить об этом и обязательно похвалить в случае удачи. Мамина радость станет толчком для окончательного овладения ребенком туалетных навыков.

Метод приучения за 3 дня

Если кроху не подталкивать, процесс затянется надолго. Приучить ребенка к горшку за 3 дня можно, используя еще один проверенный метод. Но это не значит, что малыш ни разу не даст осечку, освоившись с ней. Такие методики доносят до ребенка важность посещения горшка, и сформировать основу туалетных премудростей. Чтобы все прошло успешно, нужно выяснить, готов ли он к этому.

Оценивая целесообразность быстрого метода приучения, нужно ориентироваться на следующие факторы:

  • такие методики используют для детей, не достигших 2 лет;
  • малыш способен не писаться 1-2 часа;
  • ребенок какает приблизительно в одинаковое время.

Эти критерии говорят о готовности малыша. Но прежде, чем приступить к приучению, следует подготовиться заранее. Начинают подготавливаться за 2-3 недели до перехода к намеченным действиям:

  • ребенку показывают туалетного друга, и каждый день рассказывают, для чего он нужен;
  • говорят, что все детки ходят на горшочек, а потом, как взрослые, на унитаз – и это правильно;
  • за несколько дней до приучения, малышу сообщают, что он не будет носить памперсы, ведь он уже большой. Вместо этого у него будут трусики и чтобы их не портить и не мочить, нужно писать в горшок. Дабы возбудить интерес у малыша, ему покупают пару трусиков с красивыми изображениями.

После того, как почва готова, можно приступать к процессу:

  1. В первый день с утра подгузник не надевают, заменяя выбранными трусиками. Быстрый метод приучения предусматривает, что карапуз научится писать на горшок, бодрствуя. Для ночного отлучения от подгузников потребуется больше времени. Когда ребенок начнет полностью контролировать свои физические потребности и процессы выделения.
  2. Если температура в комнате позволяет, лучше оставить кроху без белья на целый день. Если нет, надевать удобные штаны на свободной резинке. Даже после приучения некоторые малыши могут садиться на горшок в белье, забывая его снять. Взрослым стоит чутко следить за ним и при первых признаках, высаживать на горшок. Ребенок должен понять тесную связь между совершаемыми действиями и горшком. Если родители не успеют поймать его до исправления нужды, связь в сознании не зафиксируется.
  3. Каждое успешное попадание в горшок должно быть отмечено радостными эмоциями и похвалой. На неудачах внимания лучше не акцентировать, иначе с туалетом будут связаны отрицательные чувства и приучение затянется. Перед отходом ко сну (днем или вечером) малышу обязательно предлагают сесть на горшок.

Во второй и третий день проделывают то же самое. Можно пойти гулять на улицу, но выходить после того, как ребенок сходит в туалет. Перед сном или прогулкой планово малышу предлагают посидеть на горшочке, не забывая хвалить после того, как он справится со своими делами. После подобных активных действий у ребенка за три дня четко сформируется понятие о горшке. Он будет спокойно воспринимать «туалетную тему», и даже проситься или садиться на него самостоятельно. Со временем можно будет отказаться от ночного подгузника.

Приучение повторно

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их ребенок, который регулярно ходил на горшок, стал вдруг пропускать посещения и снова мочить и пачкать белье. Это может случиться и в 1,5, и в 4 года.

Причины такого поведения бывают разными:

  1. Стресс, связанный с переездом, рождением второго ребенка, дальним путешествием. Дети очень консервативны и подвержены волнениям. Даже из-за самых простых изменений в жизни, ребенок может перестать делать то, что раньше выполнял с радостью. Это касается и горшочка.
  2. В 3 года у детей происходит возрастной кризис. Ребенок пытается делать все наоборот. Это время проходит и все становится на свои места. Родителям нужно пережить эти моменты и не волноваться лишний раз.
  3. Скандалы между родителями в присутствии ребенка могут негативно отразиться на его психике, социальной адаптации и поведении.
  4. Во время болезни дети часто не просятся на горшок.

Причину неприятия туалетной принадлежности нужно выявить и по возможности быстро устранить.

Отказ от подгузников

Новоиспеченных родителей постоянно волнует вопрос, во сколько приучать ребенка к горшку, чтобы отказаться от дорогостоящих подгузников? Днем не пользоваться ими намного проще, чем ночью. Когда кроха бодрствует, его легко подловить и усадить на горшок. Когда четко выработается навык к регулярному посещению унитаза или горшка, ночной подгузник будет оставаться практически сухим. Тогда можно без опасений оказываться и от него.

Для подстраховки клеенку или непромокаемую пеленочку с кроватки спешить убирать не следует. Малыша нужно будить дважды за ночь и, сонного, усаживать на горшок. Постепенно пробуждения сокращают до одного раза. Маленький организм приучится к этому ритуалу, начнет контролировать во сне процесс мочеиспускания. Ребенок будет сам просыпаться, чувствуя потребность. Горшок необходимо ставить возле кровати и оставлять включенным ночник.

Почему ребенок может бояться горшка

Ребенка сложно приучить к горшку, когда он плохо на него реагирует. Это может произойти по нескольким причинам:

  1. Когда родители ругают и даже шлепают его за испачканные или мокрые штаны. Накапливаются негативные эмоции, мешающие малышу спокойно воспринимать горшок.
  2. Когда знакомство с туалетным другом оказалось неудачным. Иногда горшок кажется детям слишком холодным, неприятным, некрасивым. Горшок нужно спрятать на некоторое время, а затем повторить знакомство. Лучше покупать туалетного друга заранее, чтобы кроха смог к нему привыкнуть, знать, какой он на ощупь и не воспринимать как страшный предмет, на который нужно зачем-то садиться.
  3. Возможно, когда ребенок сидел на горшке, его испугали посторонние звуки, или он упал с него и больно ушибся.
  4. В детском садике может случиться «мокрая или грязная» неприятность с любым малышом. Недобросовестные воспитатели реагируют на это бурно, отчитывая ребенка при других детях. Отправляя свое чадо в группу, нужно интересоваться, какой там туалет, есть ли горшки, туалетная бумага, может ли ребенок уединиться, когда возникнет необходимость. Отсутствие этих условий вызывают задержку дефекации до прихода домой, что вызывает запоры.
  5. Причина, вытекающая из предыдущей, физиологический запор. Он может вызвать страх перед горшком. Процесс дефекации у малыша начинает ассоциироваться с пытками и болью. Переубедить кроху, что горшок не виноват, сложно.
  6. Детские страхи и фантазии не обходят стороной и горшок (унитаз). Ребенок может бояться, что его кто-нибудь, живущий в туалете, схватит за попу или укусит.

Повзрослевшему ребенку нужно создавать комфортные условия для уединения, чтобы он мог расслабиться и спокойно сходить в туалет. Нельзя держать кроху насильно на горшке, заставлять усаживаться, если он противится. Такие ошибки часто отбивают охоту у детей пользоваться горшком.

Отзывы мам

Гульнара. Приучались к горшку летом у бабушки, когда сыну было 2 года 5 месяцев. С горшком были знакомы давно и ничего не боялись. Высаживали после сна и после еды. За неделю начал проситься сам, хотя бывало, что все равно писался. Легко отказались и от ночных памперсов. Не даем много пить вечером, а ночью бужу дважды – в 2 часа и в 5. Спокойно встает, посидит на горшочке – и опять засыпает.
Юлия. Я начинала приучать дочку в 1,5 года. Удавалось посадить ее на горшок, чтобы она пописала. Но какать в него категорически отказывалась, капризничала и плакала. Я и рядом сидела, и книжки ей читала, и все игрушки у нас на нем посидели, но безрезультатно. Приходилось ставить себе на колени горшочек, а ее сажать сверху. Мучились, пока не пошли в садик. Там глядя на других деток, он приучилась за неделю.
Галина. Не хочется хвастаться, но памперсами каждый день мы пользовались только в первый месяц. В 3,5 месяца уже надевали только на ночь. Днем высаживали на горшок, пока не сходит в туалет. В полгода он сам стал проситься, кряхтеть и нервничать, пока не высадим над горшком. Сейчас нам 9 месяцев спим ночью с 2 до 6 утра спокойно, потом просыпаемся, писаем, и опять ложимся. Главное, в этом деле настроиться на горшок родителям, а не ребенку.

Выскажитесь или дайте свой совет

Почитать еще...
Что делать, если ребенок кусает грудь во время кормления
Новорожденный ребенок перепутал день с ночью: что предпринять
Как отучить ребенка постоянно висеть на груди (днем и ночью)
Как уложить ребенка спать в кроватку без укачивания